Чудо на Неве


50 лет назад, в августе1963 года по Ленинграду поползли слухи об уникальном ЧП. Серебристый пассажирский лайнер, сделав с десяток кругов над городом, неожиданно снизился и сел прямо на воды Невы. Через некоторое время ленинградцы видели, что самолет буксируют по воде куда-то к устью Невы. Думали, что это киносъемка озорной комедии или испытание спецтехники. Но впоследствии стали говорить, что самолет этот – рейсовый, в нем были пассажиры, а за их спасение герой-командир корабля награжден орденом Красной Звезды. Так что же случилось?…

Пассажирский «борт» «Ту-124» под командой Виктора Яковлевича Мостового, приписанный к таллинскому авиаотряду и шедший из Таллина в Москву 21 августа 1963 года, приближался к Ленинграду. Внезапно экипаж сообщил по радио, что заела одна из «ног» шасси и нормальная промежуточная посадка невозможна...

Тогда «Ту-124» был «сырой», недоработанной машиной, свежеиспеченным детищем туполевского КБ. При попытке сесть в Таллине он потерял шаровой болт (его потом подняли на взлетной полосе), и машину с неисправным шасси отправили в Ленинград – садиться «на брюхо» на грунтовке в «Пулкове».

В полете летчики пытались «выбить» заклинившее шасси и даже прорубили днище фюзеляжа. Но ничего не помогало! Руководитель полетов аэропорта «Пулково» Георгий Нарбут в тот день дал экипажу команду действовать по инструкции – выжечь топливо до запаса в одну тонну. Но беда в том, что топливомеры на борту не могли объективно указать, сколько горючего осталось! А посадка в нарушение инструкции с запасом хотя бы в 1200, 1300 килограммов «горючки» грозила летчикам разжалованием.

«Приземляйтесь на аэродром», – дал команду Нарбут. Но бортмеханик сказал командиру корабля Виктору Мостовому: «Витя, в баках есть резервный запас, моя лишняя тонна». «Иду еще на один круг», – сообщил на землю командир. Но полет «на авось» чуть не обернулся катастрофой. Один за другим заглохли два двигателя – горючего не стало как раз над «штабом революции» – Смольным. «Садись на воду!» – крикнул Мостовому второй пилот, бывший гидролетчик.

Командир приказал экипажу идти в салон и «отвлекать разговорами» пассажиров, а сам начал планировать в воздухе, насколько это было возможно на тяжелой машине. Ошибаться было нельзя! Экипаж пронесся в четырех метрах над строящимся мостом Александра Невского (с лесов в ужасе посыпались рабочие), увидел контуры Финляндского железнодорожного моста и сжался в страхе: врежемся!

Но машина хвостом коснулась Невы, затем шлепнулась брюхом, слегка поднырнула и застыла… в сотне метров от опор моста. Говорят, 27-летний Виктор Мостовой поседел за эти секунды.

Но опасность не ушла. Пропоротый фюзеляж начал набирать воду, а глубина Невы здесь – 13 метров. К счастью, по Неве шел буксирчик постройки 1898 года с командой из четырех человек и смирно тащил сплавной плот.

Увидели самолет. Кто-то задорно крикнул: «Во, второй Чкалов объявился!» Но капитан Юрий Поршин оценил нешуточную ситуацию: он велел сбросить буксирный трос и оставить плот. Капитан подвел буксир к машине и крикнул летчикам: «Как вас зацепить?»

Посовещавшись, разбили колпак кабины и зацепили трос за штурвалы пилотов. Самолет подтянули к причалу у завода «Северный пресс», где вдоль берега стояли плоты. Крыло самолета, согнувшееся при ударе о воду, аккуратно легло на плоты, образовав нечто вроде трапа.

Пассажиры – сорок четыре человека, среди которых двое детей, – начали выходить через верхний люк, держа в руках вещи. Они были спокойны.
Сотни прохожих на берегу, рабочие соседних заводов, выбежавшие за проходные, кричали «Ура!»

Вышел экипаж. Ему аплодировали. Примчался вертолет из Пулкова, какой-то строгий начальник велел пилотам садиться вместе с полетными документами. Мостовой, красивый и стройный мужчина, вел себя подчеркнуто спокойно. Вертолет улетел. Из экипажа остался юноша-стюард, охранявший багаж. Затем подъехал автобус «ПАЗ» и увез пассажиров в аэропорт, откуда их отправили в Таллин.

Пришел пароход с водосливом, начал откачивать воду из самолета. Но это было бесполезно, вода из пробоин прибывала. И «Ту-124» к утру затонул. На другой день под самолет подвели понтоны и буксиром отправили его на территорию нынешней «Ленэкспо», к Шкиперскому протоку, где базировалась войсковая часть.

После комиссии приняли решение: машину списать из-за поломок. От нее отсоединили кабину и отправили в качестве тренажера в Тамбовскую область, в Кирсановскую авиашколу. Красивые мягкие кресла продавали всем желающим по цене бутылки водки. Фюзеляж долго валялся на берегу, потом его разрезали на металлолом...

Виктора Мостового наградили орденом Красной Звезды, его экипаж – медалями. По некоторым сведениям, Мостовой после неудачной учебы в Академии гражданской авиации уехал в Краснодарский авиаотряд. Капитана буксира Поршина наградили Почетной грамотой и часами.

Очевидец происшествия, житель Петербурга Юрий Туйск, которому удалось сфотографировать плавающее по Неве воздушное судно. Снимок обошёл весь мир, правда, случилось это спустя 30 лет. До этого Юрий Викторович опасался публиковать фотографию, ведь всем собравшимся в 1963 г. очевидцам милиция снимать запретила: отнимали фотоаппараты, засвечивали плёнку.

«Я улучил момент, когда милиционер отвернулся, — вспоминает Туйск. — Жил я неподалёку от места приводнения. В тот день сидел на балконе и вдруг заметил, что народ бежит к набережной. Было ясно: что-то случилось.

Каково же было моё удивление, когда на реке я увидел плавающий Ту-124, из которого по крылу на берег перебирались пассажиры. Я сразу же побежал за фотокамерой. Запомнил двух детишек и их лица — как у маленьких старичков.

Было видно, что пассажиры много пережили. Среди всех выделялся человек в лётной форме, он что-то возбуждённо докладывал начальству, которое срочно прибыло на вертолёте. Потом я узнал, что это был командир экипажа Виктор Мостовой».

В день спасения самолёта по ленинградскому радио сделали краткое объявление. «Никаких статей в газетах, — вспоминает Юрий Туйск. — Они появились спустя несколько месяцев, правда, без фотографий. Самолёт затонул к вечеру того же дня. Его вытащили краном и разрезали автогеном»…

Обсудить у себя -2
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
накрутка вк
 

Электроника из Китая ОЧЕНЬ ДЕШЕВО. Даже за WebMoney! Бесплатная доставка. Как заработать — смотри ниже.

Электроника из Китая ОЧЕНЬ ДЕШЕВО за WebMoney! Бесплатная доставка.Здесь можно легко и быстро заработать реальные деньги. К вашим услугам различные методы заработка:
  • Смотреть сайты рекламодателей
  • Выполнения различных заданий
  • Получение прибыли от работы ваших рефералов
  • Продажа рефералов на ярмарке
  • Уникальная система автоматического исчисления рефбека
  • Привлекательная система достижений

Sarah Silverman
Sarah Silverman
Была на сайте никогда
Родилась: 11 Ноября
Читателей: 59 Опыт: 0 Карма: 1
Я в клубах
CSS | Design Пользователь клуба
Кулинария Пользователь клуба
Русский язык Пользователь клуба
Монетизация Блога Пользователь клуба
все 57 Мои друзья
Теги
16 секретов 7 скрытых 9 мая australia crisis femen fiat mercedes дебютировал microsoft peace duke radio garden radiohead ryan adams screencapture seosprint wi-fi windows 10 аваков автосалон в москве аккредитованных альтернативный календарь американский антитюнинг апельсиновый сок армия сша армян аэропорт бешеные псы биткоин будущее бульдог троттер вагон-ресторан ватные новости ваще ребята ведьма венедиктов ветеран вконтакте внутри танка война вокабулярий вороны воха все вы боитесь гадание гарри поттер гейзеры гейропа гиви гитлер гифки город развлечений гш рф девочка и ее животные дефолт джамала дидываивали диплом днр документы долбоеб дома донаэропорт донбас донецк дочь дмитрия пескова ереван жизнь скелетов запорожцы запуск ракеты заработать знаки зодиака из гюмри илларионов интересно интересные советы интернет кадыровцы картина катя - ватніца киборг китайцы кладбище кладбище самолетов конкурс красоты кормление с лопаты король котофюрер котята водной кошки кремль крим крым куда девать боевиков кукла лабутены лавров лазят по столам ленин лига лугандонов любимые песни люди собирают люстратор маразмы месяца мариуполь мария шарапова машины меркель минск мирко саблич моль мразь музыка мученик мясо настоящая правда немцов не прощать ночные волки обсе овчарка однокласники о донбассе ой оливье отель открытки паралимпиада парасюк переводчик пермяков песец и вата письков подборка фотографий подводный парк показ мод послушный потап и настя почта почты россии прикольно прямая трансляция путин путина подменили путин-двойник пьяный аршавин разбор полётов раздражает рай для свиней регионалы рогозин рогозина розовый росія россия санкции сверхдержава россия сим-карта синьо-жовті штори скрепки скрепы скриншот смывайся снбо сорос стакан степан демура суперкар счастье сыр творение телёнок терористи терпеть террорист террорист гиви террористы толбачик тюнинг ужин усилитель сигнала wi-fi фаина раневская фейсбук флэшмоб фото-проект фотосессия хамон харьков х*йло цедра цитрусовых цитаты президента шашлычки шимпанзе штирлиц электрички эликсир молодости это дно юбка юмор яйца